История мозаики


Слово мозаика происходит от итальянского «mazaico» и французского «mozaique», а древние римляне называли эту технику «opus musivum» - «сложенный из кусочков».
Эта техника была распространена уже в эпоху эллинизма и Древнего Рима, где мозаикой выкладывались стены и полы вилл, дворцов и терм.
Сюжеты были самые разнообразные - от орнамента до сложных сцен, изображающих борющихся атлетов, охоту, танцы, театральные маски и многое другое. В целом, в римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. И, несмотря на сложность мозаики, общим впечатлением от римских образцов всегда остается ощущение приземленности этого искусства; в нем нет той изысканности и утонченности, которое встречается позже в византийских мозаиках. Это легко объяснимо, ведь римские мозаики создавались прежде всего как предмет роскоши, их задачей было создание настроения неги, удовольствия и веселья.

Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской империи, где в период с IV по XIV века мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Для примера назовем некоторые из них :

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Vв.
Церковь Сан-Витале, Равенна, сер. VIв.
Мозаики Св. Софии, Константинополь. В этом уникальном храме сохранились мозаики с VIII по XII века.
Собор монастыря Осиас Лукас , пер. пол. XIв.
Собор монастыря Неа Мони, сер. XIв.
Собор монастыря Дафнии, к. XIв.
Капелла Палатина, Палермо сер. XII в.
Собор Сан-Марко в Венеции, к.XII ? пер. пол.XIIIвв.
Собор монастыря Хора, Константинополь, пер. пол.XIVв.

Это далеко не все памятники , созданные в эпоху Византийской империи и сохранившиеся до наших дней. Мы не будем сейчас вдаваться в подробный экскурс по византийскому искусству, т.к. это отдельная обширная тема. А лишь заметим на приведенных примерах основные отличия византийской мозаики от римской. Это более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. Совершенно другие приемы в кладке ликов, одежды. Обилие золотого фона, который имеет вполне конкретное богословское осмысление. Величественный, прекрасный дух этих мозаик передается даже на маленьком фрагменте, атмосфера благоговения и тишины храма.

Все мозаики выполнялись в технике прямого набора, в качестве материала использовались как натуральные камни, часто полудрагоценные, так и специально изготовленная смальта. Раствор, как правило, делался на извести. Существуют общие приемы при наборе мозаики, которым следуют всегда. Например, фигура или орнамент всегда сначала обводятся в один или два ряда камнями для фона, а уже затем выкладывается сам фон. Таким образом нет ощущения резкости при стыке кладки.

На Руси мозаика появилась после принятия христианства, c X века. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала - смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. Сохранились мозаики в церкви Св. Софии и мозаики из Михайло-Златоверхого монастыря в Киеве.
После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена. Возрождением мозаики занялся в XVIII в. М.В. Ломоносов. Он организовал целую мастерскую с фабрикой для изготовления смальты, опытным путем создал рецепты для ее варки. Известна его мозаика "Полтавская Битва". Позже, в XIX веке были созданы такие памятники мозаичного искусства, как Исаакиевский собор и храм Спаса на Крови в Петербурге и другие. Все эти работы, начиная от Ломоносова, создавались в стиле академической живописи и напоминают мозаику лишь по материалу, а не особым, отличным от живописного, языком.

В советское время эта техника активно использовалась при украшении станций московского метрополитена (например, Комсомольская, Маяковская, Новокузнецкая )